Телефонные мошенники всё больше полагаются на ботов при обзвоне потенциальных жертв. В пресс-службе столичного ГУ МВД России по Москве предупредили россиян об опасности выдать злоумышленникам все важные данные:
"Злоумышленники придумали новую схему обмана. Теперь с помощью голосовых роботов они обзванивают клиентов банков и, войдя в доверие, выманивают информацию, которая позволяет им совершать операции в онлайн-банке клиента".
Голосовые роботы выступают первым рубежом, пытаясь сначала самостоятельно выведать у клиента банка всю необходимую информацию. Если же ботам не удаётся это сделать, они переключают гражданина на подставного сотрудника службы безопасности банка, который в разговоре пробует завершить начатое. Мошенники с помощью банковского робота-помощника сообщают о том, что в личном кабинете клиента банка якобы совершаются подозрительные операции. Например, речь может идти о переводе денег, оформлении кредита и смене номера телефона, привязанного к личному кабинету.
Пресс-служба столичного ГУ МВД России в беседе с ТАСС назвала эту схему мошенничества новой, хотя преступники стали прибегать к помощи роботов при обзвоне россиян ещё летом.
Происходят такие обзвоны стандартно: потенциальной жертве поступает звонок якобы от банковского бота-помощника. Этот робот уведомляет гражданина о неких подозрительных операциях, которые происходят в личном кабинете владельца банковского счёта. Это может быть несанкционированный перевод денежных средств или оформление кредита.
После этого бот просит пользователя подтвердить осуществляемые операции, а если потенциальная жертва отказывается, её переводят на «сотрудника службы безопасности банка». Последний в разговоре пытается узнать все данные, используя психологические приёмы.
Правоохранители даже привели конкретный пример подобной телефонной атаки, в котором мошенникам удалось обмануть 32-летнюю девушку. Не сразу сообразив, что попалась на удочку злоумышленников, она уже по факту мошенничества обратилась в полицию. Ущерб в этом случае составил 2,1 млн рублей.
Эксперт компании « Газинформсервис» Григорий Ковшов рассказал, как распознать телефонного мошенника:
«Ввиду постоянного появления новых мошеннических схем не будет лишним знать основные признаки, которые помогут вам понять, что вы говорите со злоумышленниками: во-первых, человек на другом конце провода внезапно требует от вас принятия каких-либо быстрых решений; во-вторых, он слишком настойчив; в-третьих, собеседник проявляет повышенный интерес к вашим персональным данным. Самое главное, что нужно знать, — никогда не следует сообщать личные данные по телефону подозрительным лицам, будь то роботы-банкиры или псевдосотрудники службы безопасности банка. Лучшая рекомендация в такой ситуации — прервите диалог, сославшись, например, на плохую связь, и уточните входящую информацию по горячей линии вашего банка».
Показательно, что в ноябре 2021 года стало известно, что доля звонков россиянам от роботов-мошенников выросла до 90%. Об этом сообщили представители кредитных организаций, которые мониторят подобную мошенническую активность.
Сотрудники полиции в связи с новой схемой мошенничества предупреждают, что работники банков и их роботизированные помощники не звонят гражданам, а полицейские не просят участвовать в спецоперации. Там также напомнили, что если вы стали жертвой телефонных мошенников, необходимо немедленно сообщить о случившемся в полицию.